Чётко сформулированные цели помогают сосредоточить внимание на конкретных задачах, планировать процесс реабилитации и оценивать результаты перед выпиской. Ещё они могут стать мощным источником мотивации пациента. Поэтому цели должны быть максимально конкретными, практичными, нужными и интересными пациенту, согласованными с его семьёй.
В нашей клинике для постановки целей мы используем аббревиатуру SMART.
<f kgj="https://static.tildacdn.com/tild3333-3430-4565-a564-303366623332/1.svg">S — specific (конкретный)</f> Цель должна быть направлена на конкретный навык.
<f kgj="https://static.tildacdn.com/tild6534-6564-4533-b465-633365613836/2.svg">M — measurable (измеримый)</f> У цели должны быть количественные показатели. Иначе говоря, в день, установленный как крайний срок достижения цели, специалисты должны точно понимать, достигнута она или нет.
<f kgj="https://static.tildacdn.com/tild3365-3832-4661-b064-343863633065/3.svg">A — attainable (достижимый)</f> Цель по силам пациенту — физически, когнитивно, психологически — и реалистична с точки зрения организации реабилитации — наличия оборудования, специалистов и их рабочего времени.
<f kgj="https://static.tildacdn.com/tild3535-3365-4464-a435-323564376636/4.svg">R — relevant (значимый)</f> Цель должна быть важной для пациента.
<f kgj="https://static.tildacdn.com/tild6532-3832-4230-a439-633135323362/5.svg">T — time-bound (ограниченный по времени)</f> У каждой цели должна быть конкретная дата, когда она должна быть достигнута.
Как появляется формулировка У пациента после кровоизлияния в левое полушарие головного мозга нарушилась речь: стало трудно подбирать слова, формулировать предложения. Он хотел бы к моменту выписки говорить лучше → Выясняем детали, зачем это нужно пациенту и конкретизируем. Например, пациент хочет поддерживать разговор со своей семьёй во время ужина, а совместные ужины — это семейная традиция → Определяем количественные показатели и сроки. Понимаем, что пациент сможет через две недели рассказывать о трёх событиях, которые произошли с ним за неделю.
Резюмируем К 3 апреля Иван Петрович за столом во время семейного ужина сможет рассказать о трёх событиях, которые произошли с ним за прошедшую неделю.
Примеры целей
К 5 декабря Д. А. будет проходить сто метров до ближайшей от выхода из дома скамейки с четырёхопорной тростью и с сопровождением.
Или: Через 3 недели я буду проходить сто метров до ближайшей от выхода из дома скамейки с четырёхопорной тростью и с сопровождением
К 10 января И. Г. будет общаться по электронной почте, просматривая полученные письма и набирая на клавиатуре компьютера письма из пяти предложений, и отправлять их, выбирая адресата в адресной книге
К 12 февраля Н. Н. сможет насыпать корм своей собаке, расчесать шерсть правой рукой и гулять с ней с поводком во дворе дома в течение 15 минут
К 17 марта В. А. будет надевать брюки и рубашку без пуговиц с речевыми подсказками, но без физической помощи.
Или: Через 2 недели я сам надену брюки и рубашку (подсказки разрешены!)
К 3 апреля В. Д. будет самостоятельно катетеризироваться и сможет отказаться от цистостомы
К 12 мая О. В. будет произносить фразы из двух-трёх слов на одном речевом выдохе
Для того, чтобы было удобно отслеживать прогресс, можно установить с пациентом промежуточные цели Например: на второй неделе реабилитации (с 5 по 10 июня) А.А. будет не более трёх раз просыпаться во время ночного сна и общее количество сна будет составлять не менее семи часов за ночь.
Цель будет сформулирована правильно, если она связана с повседневной жизнью человека Цели у профессионального пловца, у преподавателя в университете, у художника-любителя и у пенсионера, который горит идеей вернуться на дачу, будут отличаться.
Во время первичной диагностики можно уточнить у пациента: Что вы не можете делать сейчас из-за заболевания и к чему вам хотелось бы вернуться? Как обычно до заболевания проходил ваш день? Какие занятия увлекают вас, поднимают настроение? Что сейчас кажется трудным и какой процесс хотелось бы упростить? Какое действие поможет вам понять, что реабилитация вам больше не нужна?
Для правильной постановки целей важно подумать о барьерах и о том, что наоборот может упростить процесс достижения результатов, например, активное участие семьи пациента.
Цели в детской реабилитации
Для детей мы также используем постановку целей по SMART, при этом для достижения целей у детей специалисты применяют игровой подход. У детей постарше цели могут быть связаны с образованием и с социальной адаптацией.
В реабилитации детей родители играют ключевую роль. Цели могут быть направлены на развитие навыков ухода за ребёнком и адаптацию пространства для него.
Обратите внимание, что цели должны соответствовать возрасту и когнитивному статусу ребёнка. Например, для младенцев цели направлены на развитие базовых навыков, таких как контроль за головой или возможность удерживать игрушку в руках. Постановка целей у детей от трёх лет может быть связана с бытовой независимостью, у школьников — с социальными навыками и с возвращением в школу.
Примеры целей для детей
За две недели Л. научится эффективным стратегиям управления стрессом и эффективно применит одну из них в стрессовой ситуации
Через месяц Н. будет реагировать на голос родителей и улыбаться в ответ
Через 21 день реабилитации А. будет самостоятельно сидеть без поддержки в течение 2−3 минут
Через десять дней О. научится сортировать карточки по цветам, объектам и формам без речевых подсказок
Через три недели С. соберёт браслет за 20 минут, нанизывая бусины на прочную нить
Процесс постановки целей
Шаг 1. Провести диагностику в день поступления пациента.
Шаг 2. Письменно зафиксировать результаты диагностики, рекомендации для пациента и написать предполагаемые реабилитационные цели, учитывая приоритеты пациента.
Шаг 3. Написать заключение и загрузить в информационную систему.
Шаг 4. Врач назначает встречу мультидисциплинарной бригады. Команда специалистов формулирует цели по SMART.
Шаг 5. Врач (с командой или без) приглашает пациента и родственников на семейную встречу, согласует с пациентом и его близкими предложенные цели, разъясняет план реабилитации.
Шаг 6. За три дня до выезда — провести диагностику. Письменно подготовить заключения и рекомендации. Врач назначает время итоговой МДРК.
Шаг 7. Участие в МДРК. Оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Если нет — проговорить, что стало преградой. Обсудить что можно было сделать по-другому, как могли быть поставлены цели.
Когда нужно скорректировать цели
Цели в процессе реабилитации могут потребовать корректировки. Причинами могут быть ухудшение состояния пациента, отсутствие прогресса (не достигнуты промежуточные цели) или наоборот быстрое достижение результатов.
В таком случае врач должен пригласить команду специалистов и пациента на встречу, чтобы вместе сформулировать новые цели.
Подпишитесь на наши соцсети, чтобы узнать больше о реабилитации