Идентификация пациентов

Как правильно подтверждать личность пациента и когда для этого требуется сопровождающий
Скачать PDF
Женщина 69 лет обратилась в отделение неотложной помощи с тошнотой, рвотой и изменением психического статуса. Врач назначает компьютерную томографию брюшной полости и головы без контраста, однако в рентгенологическом отделении пациентке выполнили КТ правой верхней конечности с контрастом. Специалисты перепутали двух пациентов с одинаковыми именами.

Ошибки бы не произошло, если бы специалисты правильно провели идентификацию пациентов. Это рутинная процедура, которая гарантирует, что нужный человек получит нужную помощь и информацию о своём здоровье, поэтому в хороших клиниках к этой процедуре относятся очень серьёзно. Идентификация помогает избежать путаницы между пациентами с похожими именами или внешностью, снизить риск медицинской ошибки, утечки личных данных и судебных разбирательств, а также улучшить качество медицинского обслуживания.
Идентификация нужна при любом медицинском процессе
Перед всеми вариантами оказания медицинской помощи и сообщением любой информации, связанной со здоровьем и нахождением в клинике:
  • перед любой медицинской манипуляцией,
  • до измерения жизненно-важных показателей,
  • перед каждой выдачей или введением лекарств,
  • перед началом консультации,
  • во время осмотра пациента,
  • до начала занятия,
  • перед лечебным питанием,
  • до сообщения результатов обследования и любой другой клинической информации,
  • до проведения семейной встречи,
  • перед передачей документов, содержащих конфиденциальную информацию,
  • при госпитализации, заезде пациента в палату и перед выездом из клиники.
Идентификация всегда проводится с участием пациента
Во время процедуры нужно использовать два параметра — полное имя с фамилией и отчеством, дата рождения. Нельзя идентифицировать пациента по названию или номеру палаты, только по имени или инициалам, иначе есть риск ошибки.
Неправильно
— Иванова М.В., шестидесятый год рождения?
— Вы Марина Васильевна из третьей палаты?
— Это вы Иванова Мария Васильевна?
Правильно
— Скажите, пожалуйста, как вас зовут?<br>— Иванова Мария Васильевна.

— Назовите, пожалуйста, дату рождения. <br>— Пятое июля 1960 года.
Если пациент — ребёнок до 12 лет, идентификацию нужно проводить при родителе или законном представителе.
Также с пациентом во время идентификации должен быть сопровождающий, если он:
  • в малом сознании,
  • принимает седативные препараты,
  • с когнитивными нарушениями,
  • с тяжёлым нарушением зрения,
  • с нарушением слуха или речи.

При поступлении в клинику администратор ресепшена сверяет информацию с данными в паспорте пациента и надевает ему на запястье руки идентификационный браслет с полным именем и датой рождения. Этот браслет использовать для идентификации в дальнейшем, если рядом с пациентом нет сопровождающего. Важно при этом озвучивать вопрос вслух, чтобы пациент чувствовал, что он участвует в процессе.

Если пациент не говорит по-русски, в процессе идентификации может участвовать переводчик — лично или по телефону. Идентификацию также можно проводить на иностранном языке, если им владеют пациент и медицинский сотрудник клиники, который может участвовать в процессе.

Идентификация проходит в три этапа:
Шаг 1. Поздороваться и представиться пациенту. Если встреча первая, нужно назвать своё имя, отчество и занимаемую должность.
Шаг 2. Попросить пациента или сопровождающего разборчиво назвать ФИО пациента и его дату рождения.
Шаг 3. Сравнить полученную информацию с данными в медицинской документации, с подготовленными пробирками, назначением врача, историей болезни, направлением на анализы или другими материалами, которые необходимо использовать.

Если процесс прервался или вы отвлеклись, нужно повторить его заново.
Неправильно
Неправильно
Правильно
Правильно
Если обнаружили ошибку
В таком случае нельзя проводить процедуру или передавать пациенту информацию. Обо всех расхождениях нужно незамедлительно сообщить старшей медсестре (или другому ответственному за идентификацию в вашем медучреждении специалисту) и заполнить данные об инциденте.

Если ошибка повлияла на процесс реабилитации или лечение, нужно принять меры для минимизации последствий. Для этого необходимо сообщить о произошедшем инциденте через форму «Расскажи об инциденте».
Когда использовать идентификаторы
Идентификаторы используют врачи и средний медицинский персонал, чтобы обозначить ФИО и дату рождения пациента на документах и материалах, связанных с медицинскими услугами:
  • пробирки и флаконы с биологическими материалами пациента,
  • заявки на лабораторные анализы, диагностические исследования,
  • протоколы диагностических исследований,
  • листы назначений пациента,
  • листы наблюдения пациента, чек-листы,
  • индивидуальное расписания дня пациента,
  • флаконы лекарств для инфузий,
  • шприцы с лекарствами для инфузоматов,
  • таблетницы,
  • результаты экспресс-анализов в бланках;
  • информационные доски,
  • индивидуальные ящики с реабилитационным оборудованием,
  • корешки историй болезни.
Подписанная пробирка в лаборатории
Подписанная пробирка в лаборатории
Браслеты для идентификации
В клинике «Три сестры» пациенты носят идентификационные браслеты.
При заезде администратор в зоне ресепшена надевает пациенту белый браслет. На нем указаны ФИО и дата рождения пациента. Эти данные должны быть подтверждены пациентом или его сопровождающим.

Пациенты с различными рисками носят дополнительные браслеты. На них указываются ключевые данные, которые помогают персоналу быстро считать информацию и избежать ошибок.
Жёлтого цвета если у пациента аллергии в анамнезе (на лекарства, продукты питания, дезинфицирующие средства и т.д, причина указывается на браслете). Если аллергий больше трёх, то на браслете пишется «Аллергии». Определяет врач или диагностическая медсестра, надевает медсестра
Синего цвета пациентам с нарушениями памяти или когнитивных функций. Определяет лечащий врач, сообщает медсестре, затем медсестра надевает браслет
Зеленого цвета пациентам с риском переломов при остеопорозе. Определяет врач, надевает браслет медицинская сестра
Красного цвета если у пациента высокий риск падения. Определяет физический терапевт, одевает браслет медицинская сестра
Перед тем, как одеть на пациента браслет, медсестра объясняет пациенту и его сопровождающему его необходимость.
Пациент носит браслеты на запястье той руки, где ему комфортнее. Если пациент не может носить браслеты (например, из-за кожных заболеваний или проводимого лечения), то ему предлагают нагрудный бейдж.

Если браслет пришлось удалить во время процедуры, информация на нём с трудом читается, или браслет отсутствует — медицинская сестра поста, на котором находится пациент, в кратчайшие сроки заказывает дубликат на ресепшен и надевает пациенту новый браслет.

Перед выпиской помощник по уходу снимает идентификационные браслеты и уничтожает их в шредере.
Подпишитесь на наши соцсети, чтобы узнать больше о реабилитации