Идентификация пациентов

Как правильно подтверждать личность пациента и когда для этого требуется сопровождающий
Скачать PDF
Женщина 69 лет обратилась в отделение неотложной помощи с тошнотой, рвотой и изменением психического статуса. Врач назначает компьютерную томографию брюшной полости и головы без контраста, однако в рентгенологическом отделении пациентке выполнили КТ правой верхней конечности с контрастом. Специалисты перепутали двух пациентов с одинаковыми именами.

Ошибки бы не произошло, если бы специалисты правильно провели идентификацию пациентов. Это рутинная процедура, которая гарантирует, что нужный человек получит нужную помощь и информацию о своём здоровье, поэтому в хороших клиниках к этой процедуре относятся очень серьёзно. Идентификация помогает избежать путаницы между пациентами с похожими именами или внешностью, снизить риск медицинской ошибки, утечки личных данных и судебных разбирательств, а также улучшить качество медицинского обслуживания.
Идентификация нужна при любом медицинском процессе
Перед всеми вариантами оказания медицинской помощи и сообщением любой информации, связанной со здоровьем и нахождением в клинике:
  • перед любой медицинской манипуляцией,
  • до измерения жизненно-важных показателей,
  • перед каждой выдачей или введением лекарств,
  • перед началом консультации,
  • во время осмотра пациента,
  • до начала занятия,
  • перед лечебным питанием,
  • до сообщения результатов обследования и любой другой клинической информации,
  • до проведения семейной встречи,
  • перед передачей документов, содержащих конфиденциальную информацию,
  • при госпитализации, заезде пациента в палату и перед выездом из клиники.
Идентификация всегда проводится с участием пациента
Во время процедуры нужно использовать два параметра — полное имя с фамилией и отчеством, дата рождения. Нельзя идентифицировать пациента по названию или номеру палаты, только по имени или инициалам, иначе есть риск ошибки.
Неправильно
— Иванова М.В., шестидесятый год рождения?
— Вы Марина Васильевна из третьей палаты?
— Это вы Иванова Мария Васильевна?
Правильно
— Скажите, пожалуйста, как вас зовут?<br>— Иванова Мария Васильевна.

— Назовите, пожалуйста, дату рождения. <br>— Пятое июля 1960 года.
Если пациент — ребёнок до 12 лет, идентификацию нужно проводить при родителе или законном представителе.
Также с пациентом во время идентификации должен быть сопровождающий, если он:
  • в малом сознании,
  • принимает седативные препараты,
  • с когнитивными нарушениями,
  • с тяжёлым нарушением зрения,
  • с нарушением слуха или речи.

При поступлении в клинику администратор ресепшена сверяет информацию с данными в паспорте пациента и надевает ему на запястье руки идентификационный браслет с полным именем и датой рождения. Этот браслет использовать для идентификации в дальнейшем, если рядом с пациентом нет сопровождающего. Важно при этом озвучивать вопрос вслух, чтобы пациент чувствовал, что он участвует в процессе.

Если пациент не говорит по-русски, в процессе идентификации может участвовать переводчик — лично или по телефону. Идентификацию также можно проводить на иностранном языке, если им владеют пациент и медицинский сотрудник клиники, который может участвовать в процессе.

Идентификация проходит в три этапа:
Шаг 1. Поздороваться и представиться пациенту. Если встреча первая, нужно назвать своё имя, отчество и занимаемую должность.
Шаг 2. Попросить пациента или сопровождающего разборчиво назвать ФИО пациента и его дату рождения.
Шаг 3. Сравнить полученную информацию с данными в медицинской документации, с подготовленными пробирками, назначением врача, историей болезни, направлением на анализы или другими материалами, которые необходимо использовать.

Если процесс прервался или вы отвлеклись, нужно повторить его заново.
Если обнаружили ошибку
В таком случае нельзя проводить процедуру или передавать пациенту информацию. Обо всех расхождениях нужно незамедлительно сообщить старшей медсестре (или другому ответственному за идентификацию в вашем медучреждении специалисту) и заполнить данные об инциденте.

Если ошибка повлияла на процесс реабилитации или лечение, нужно принять меры для минимизации последствий. Для этого необходимо сообщить о произошедшем инциденте через форму «Расскажи об инциденте».
Когда использовать идентификаторы
Идентификаторы используют врачи и средний медицинский персонал, чтобы обозначить ФИО и дату рождения пациента на документах и материалах, связанных с медицинскими услугами:
  • пробирки и флаконы с биологическими материалами пациента,
  • заявки на лабораторные анализы, диагностические исследования,
  • протоколы диагностических исследований,
  • листы назначений пациента,
  • листы наблюдения пациента, чек-листы,
  • индивидуальное расписания дня пациента,
  • флаконы лекарств для инфузий,
  • шприцы с лекарствами для инфузоматов,
  • таблетницы,
  • результаты экспресс-анализов в бланках;
  • информационные доски,
  • индивидуальные ящики с реабилитационным оборудованием,
  • корешки историй болезни.
Браслеты для идентификации
В клинике «Три сестры» пациенты носят идентификационные браслеты.

При заезде администратор в зоне ресепшена надевает пациенту белый браслет. На нем указаны ФИО и дата рождения пациента. Эти данные должны быть подтверждены пациентом или его сопровождающим.

Пациенты с различными рисками носят дополнительные браслеты. На них указываются ключевые данные, которые помогают персоналу быстро считать информацию и избежать ошибок.
Жёлтого цвета
если у пациента аллергии в анамнезе (на лекарства, продукты питания, дезинфицирующие средства и т.д, причина указывается на браслете). Если аллергий больше трёх, то на браслете пишется «Аллергии». Определяет врач или диагностическая медсестра, надевает медсестра
Синего цвета
пациентам с нарушениями памяти или когнитивных функций. Определяет лечащий врач, сообщает медсестре, затем медсестра надевает браслет
Зеленого цвета
пациентам с риском переломов при остеопорозе. Определяет врач, надевает браслет медицинская сестра
Красного цвета
если у пациента высокий риск падения. Определяет физический терапевт, одевает браслет медицинская сестра
Перед тем, как одеть на пациента браслет, медсестра объясняет пациенту и его сопровождающему его необходимость.

Пациент носит браслеты на запястье той руки, где ему комфортнее. Если пациент не может носить браслеты (например, из-за кожных заболеваний или проводимого лечения), то ему предлагают нагрудный бейдж.

Если браслет пришлось удалить во время процедуры, информация на нём с трудом читается, или браслет отсутствует — медицинская сестра поста, на котором находится пациент, в кратчайшие сроки заказывает дубликат на ресепшен и надевает пациенту новый браслет.

Перед выпиской помощник по уходу снимает идентификационные браслеты и уничтожает их в шредере.
Подпишитесь на наши соцсети, чтобы узнать больше о реабилитации